Блог Натальи Поздняковой

Как найти время на себя, если малыш — без детского сада?

Добрый день, прекрасные читательницы! На этой неделе я написала статью о социализации детей без детского сада. Многие писали в комментариях, что сад в любом случае нужен для отдыха мамы. Я итак собиралась высказаться по этой теме, поэтому не будем ничего откладывать.

grandstand-330930_640

Итак, сначала спешу напомнить основные правила этой рубрики:

  • я не хочу никого переубеждать. Если вы уже сделали свой выбор — хорошо, это ваш выбор. Статьи предназначены для сомневающихся;
  • если вы вынуждены идти на работу — не читайте эти статьи. Это особый случай;
  • у меня нет желания ни с кем спорить. В этой рубрике уже накопилось много материалов, в которых я высказалась по всем вопросам. Вы можете просто оставить свое мнение в комментариях, но если хотите услышать от меня ответ на ваш вопрос — задайте конкретный вопрос.

Я признаю, что ситуации бывают совершенно разные. И нередко родители вынуждены отдавать малышей в дошкольное учреждение. Однако, изучая эту тему, я все больше убеждаюсь: если детский сад и нужен кому-то, то маме, а не ребенку. Цель моих статей — развеять миф, что детям гораздо лучше проводить свое детство в садах. К сожалению, именно такое я время от времени слышу:

  • «Ему, бедненькому, скучно сидеть дома... Зачем ему целый день наблюдать, как мама борщ варит?»
  • «Детские сады необходимы для развития малышей! Там ведь и лепка, и танцы, и песни... И не абы с кем! А с настоящим профессионалом!»
  • «Дома ребенок никогда не научится общаться!»
  • «В садах так весело и интересно! Все дети обожают туда ходить! Моего сына оттуда не вытащить, не хочет идти домой! Значит, там и правда ребенку лучше!»

У меня уже есть статьи о развитии, о социализации, общении и о философской стороне вопроса. Теперь осталось обсудить отсутствие личного времени для мам. Многие пишут, что без садика им не хватает глотка воздуха...

sisters-1935479_640

Когда без садов действительно трудно

И все же, давайте называть вещи своими именами. Не «сын пошел в сад, потому что ему там будет лучше», а «мы приняли такое решение, так как я устала и нуждаюсь в личном времени». Это совершенно нормально. Я нисколько не осуждаю мам, которые трезво оценили ситуацию и решили не пытаться изображать из себя героинь.

Мы, мамы, разные. И дети разные. Некоторым женщинам очень тяжело с детьми. Даже через три года после родов. И круглосуточное нахождение со своим чадом кажется им сплошным мучением. В этом случае дошкольное учреждение вполне оправдано.

Ну не может женщина сидеть с ребенком! Она честно пыталась освоить роль мамы три года. А через три года терпение окончательно закончилось. И тут хочется выдвинуть главное правило:

«Если мама по каким-то причинам эмоционально истощена — детский сад пойдет всем на благо. В идеале — как временное решение»

Когда с малышами особенно трудно?

  • Если у вас очень подвижный ребенок, склонный разрушать все вокруг и создавать конфликты. Я знаю таких детей. Мое мнение — если ребенок так себя ведет, значит, что-то в нем находится в дисгармонии. Значит, по тем или иным причинам (неврологические проблемы, сложная беременность, отделение от мамы в первые дни жизни или в первый год, родовая травма, неспокойная обстановка в семье) малыш очень сильно нуждается в любви мамы. Так, что мама не справляется.
  • У вас есть свое яркое призвание вне семьи. Например, вы — художник от Бога. Или врач. Или еще кто-то. И ребенок мешает вам заниматься своим делом, требуя слишком много внимания.
  • В семье много детей-погодок.
  • Когда у вас напряженные отношения с мужем, вы тратите много энергии на конфликты, не получаете никакой поддержки и помощи;
  • Вы живете в каком-то очень маленьком селе, где не больше 10 детей, и все в детских садах.
  • Ребенок очень общительный для своего возраста. Очень общительный. Такое встречается очень редко.

parents-and-children-1794951_640

Хочу заметить, что во всех вышеприведенных случаях вполне можно оставить малыша дома. Но это потребует от мамы больше творчества и сил.

Например, моя дочка в 3,5 года не рвется к общению с ровесниками. Ей достаточно общения в семье. Минимум раз в неделю я приглашаю кого-то из детей в гости (или сами ходим по гостям), чтоб она все-таки училась играть с другими. Но чаще — нет никакой необходимости.

У кого-то ребенок совершенно другой. Ему нужны ровесники буквально каждый день. Тогда маме приходится проявлять больше изобретательности. Больше знакомиться с другими мамами. Самой больше общаться. Договариваться о совместных прогулках. Чаще звать гостей. Это может оказаться выходом из зоны комфорта. Но это вполне реально.

Что касается беспокойных детей... Если ребенок в 3 года постоянно создает маме проблемы — категорически не слушается, что-то ломает, скандалит, дерется — это нормально. Это типичные проявления кризиса трех лет. И это не значит, что ребенку дома очень скучно. Наоборот, ему как никогда нужна мама. Терпеливая, спокойная, любящая.

На мой взгляд, отдать малыша в сад с появлением кризиса — не самая удачная идея. Да, вам так будет значительно проще. Но ребенку проще пережить кризис в любящей среде. Рядом с любящими родителями.

Если же дело не в кризисе, а ребенок с рождения достаточно беспокойный... На мой взгляд, детские сады только усугубляют ситуацию. Да, карапуз там набегается, выплеснет свою энергию... Но любви он там точно не получит. И глубинную свою потребность точно не удовлетворит.

Не хочу много говорить по этой теме, так как маме может быть действительно очень трудно. Мне это сложно понять, наши дети более-менее спокойные.

family-1802228_640

Заметьте: речь идет не столько о подвижных детях, сколько о разрушающих. Подвижный ребенок — это нормально. Он будет бегать по дому целый день, прыгать с дивана и на диван, использовать мебель в качестве тренажеров и т.п. Так ведут себя все дети. Только одни бегают не больше часа в день, а другие — с утра до ночи.

Но если карапуз создает реальные проблемы — бьет чем-то по стеклу, ломает что-то, категорически не слушается... Это другая ситуация. Таких детей нужно постоянно чем-то занимать, чтоб они не разрушали пространство вокруг.

Возможно, если бы Господь мне послал такого особого ребенка, который, несмотря на спокойную доброжелательную обстановку в доме и все мои усилия, все-таки вел бы себя очень беспокойно... Возможно, я бы не выдержала. Сдулась бы. Сдалась. И пошла вставать в очередь в садик.

mom-863052_640

Как найти личное время?

Личное время действительно необходимо. Как его получить?

  1. Здоровый малыш 3-5 лет должен спать 11-12 часов в сутки. Если ваш спит значительно меньше — это повод задуматься. Велика вероятность, что есть какие-то проблемы с режимом и ребенок перевозбуждается. Мне помог увеличить время детского сна этот видеокурс.
  2. Постарайтесь использовать время детского сна только для своего отдыха. В 3 года это совсем не сложно.
  3. В этом возрасте малыша очень легко оставить с папой, бабушкой, тетей и т.п. Постарайтесь делать это хотя бы раз в неделю. Если рядом нет родственников — можно обращаться к подругам или искать няню. Если брать няню только раз в неделю и не требовать от нее знаний иностранных языков — это не так уж дорого.
  4. К нам раз в неделю приезжает бабушка. И в это время мы с мужем уезжаем куда-то на 4-6 часов. Такой отдых дает заряд на всю неделю. Если б не было бабушки — задумались бы о няне.
  5. Еще лучше бабушек — подруги-единомышленницы. Я стала регулярно брать к себе трехлетнюю дочку подруги. Убиваем сразу двух зайцев: общение и «социализация» моей дочери плюс отдых для подруги.
  6. Если вы не успели родить кого-то помладше, вы можете вести очень активный образ жизни. С трехлеткой уже не сложно выезжать в новые места, посещать торговые центры, парки, галереи... Это может дать вам тот самый «глоток воздуха».
  7. Также очень полезно посещать мероприятия, на которых работает детская комната.
  8. И конечно, самое главное — регулярно заботиться о себе, не допускать эмоционального выгорания.

pregnancy-917758_640

Я уверена, что если мама грамотно распределит свое время, будет внимательно следить за своим самочувствием, ей будет не так уж сложно жить без садика с ребенком 3-5 лет. Особенно, если в доме нет грудничка. Ведь согласитесь, когда ребенку хотя бы 3 года, жизнь становится значительно расслабленнее.

Однако, все мы разные. С разным характером, разным внутренним ресурсом. И если мама чувствует себя истощенной, если постоянно раздражается и не может видеть ребенка — лучше и правда воспользоваться услугами детского сада.

Рекомендую всем послушать вебинар Людмилы Петрановской о усталости молодых мам:

Поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам счастья. До встречи!

Комментариев к статье: 18
  • Лидия
    04.02.2017 | 15:25
    Я с трудом отдала дочь в садик в 5.5 лет и то только потому, что хотела для нее большего общения с детьми. Хочу отметить, что находясь с ребенком, я всегда находила время и на себя и даже на самообразование-занималась английским языком.

    • Наталья
      04.02.2017 | 15:29
      Лидия, восхищаюсь Вами :)

  • Людмила
    05.02.2017 | 10:59
    Чтобы воспитывать своих детей в дошкольном периоде, я уволилась с работы и все свое время посвящала им. Ежедневные занятия домашние развивающие и по привитию навыков, умений. Старший сын читал уже в 4,5 года, младший начал читать с 3-х лет. 2 раза в неделю ездили на кружковые занятия в детский Дом Творчества. :p

  • Алёна
    05.02.2017 | 16:19
    Мне было сложно оторвать от себя малого и отдать в детский сад. но понимала, что ребенок должен развиваться и общаться со сверстниками)

    • Наталья
      05.02.2017 | 20:48
      Мы организовываем развитие и общение со сверстниками без сада :)

  • Екатерина
    05.02.2017 | 21:13
    Как говорит один мой очень хороший знакомый психолог, а по совместительству отец шестерых детей, если не хотите вести детей в детский сад, надожайте ему братиков и сестричек и побольше... :p :smile4:

    • Наталья
      06.02.2017 | 09:36
      да, хороший способ социализировать детей :)

  • Ольга
    06.02.2017 | 01:23
    У нас старший сын требовал довольно много сил (особенно лет до трех), но у меня даже и мысли не было отправлять его в сад в этом возрасте. Пошел, когда созрел он, и когда созрела я — в 5 лет. Согласна, что для сложного ребенка сад — не решение, а только усугубление проблемы.

    С младшим попроще, он не такой требовательный, более уравновешенный, с ним редко возникают конфликтные ситуации. И очень искренне одаривает взаимной любовью. Пока что мы с ним дома, но сад у нас — открытый вопрос.

    Про глоток воздуха хочу немного подробнее сказать. О своей ситуации (у других могут быть другие переживания). Я, например, не испытываю особого дискомфорта от того, чтобы много времени проводить дома. Поэтому не ищу способов куда-то с ребенком вырваться (знаю, что есть такие мамы, которые постоянно куда-то ездят и возят с собой детей). Для меня такие вылазки — не глоток воздуха, а дополнительная нагрузка. Так же, как и ходить в гости/приглашать гостей. Да, это смена впечатлений, но это не то, что позволяет отдохнуть.

    Немножко улетела мыслью... так вот, про глоток воздуха. Для меня основная нагрузка — это ощущение ответственности. Сад, няня, бабушка — это все разные варианты, как можно эту ответственность разделить. Я часто возвращаюсь мыслями к тому, как было раньше: ребенок не был ответственностью только мамы. Он был общий — каждый о нем заботился как о родном — мама, сестры, браться, тети, дяди, бабушки, соседи... Не было такого давления на одного единственного человека.

    Это не довод в пользу сада, я сейчас просто про причины усталости. И чем ответственнее мама, тем это ярче проявлено.

    • Наталья
      06.02.2017 | 09:45
      Согласна, что ответственность — самое сложное в воспитании. Правда, если б я повела свою дочку в сад, я бы наоборот, почувствовала больше бы ответственности... Мне кажется, психологически проще, когда ребенок со мной. А когда он в садике, и неизвестно, что там происходит... Например, я стараюсь вводить воспитание без «кнута и пряника». И во всех реакциях дочки я вижу свое влияние, свои ошибки. Другие люди накладывают свой отпечаток, свои шаблоны реакций. И тогда моя ответственность только растет — ведь я должна найти такого воспитателя, которому на 100% доверяю, и все огрехи воспитателя будут моей виной.

      Но тут все индивидуально. Однозначно, у мамы не должно быть большой усталости.

  • Ирина
    06.02.2017 | 05:27
    Наша дочка не ходила в сад. Точнее ходила месяц, и потом я ее забрала. Она много болела. День — и на больничный. Не ела садиковскую пищу, и мне было проще когда она дома. Мы с ней отлично делили время. И ей хватало, и мне, чтобы поработать. В общительности она не пострадала. Легко находит общий язык с детками.

    • Наталья
      06.02.2017 | 09:45
      Воспитывать малыша дома и при этом работать — особое искусство! Здорово, что у вас все получилось!

  • Юлия
    08.02.2017 | 18:18
    Нам до детского сада далеко, но этот вопрос волнует меня уже сейчас! Ребенок- аллергик, беспокойный, легко перевозбуждается: я по этой причине и близких родственников часто в гости не зову.Не хочется даже думать что придется с дитем разлучаться...

    Но... финансовый вопрос, особенности работы по контракту в Беларуси- в общем,много вопросов.Но все возможно,если есть поддержка в семье. И здесь, чувствую,меня ждет нелегкое противостояние со стороны мужа и свекрови :o:

    Меня мама отдала в детсад в 5 лет- и это было сущим кошмаром: привыкшая к домашней свободе, присутствию мамы...я никак не воспринимала садовский режим, ежедневно(!) орала благим матом по дороге"на каторгу".Поэтому мне кажется, уж если отдавать , то делать это не слишком поздно.

    Хотя все дети разные...

    Моя старшая, очень болела, из сада приходила дерганая и жутко непослушная, это сейчас я понимаю, что бунт был ее реакцией на стресс и расставание с мамой...

    И я искренне восхищаюсь бабушками в деревнях, которые рожали не одного-двух, справлялись с хозяйством и понятия не имели об эмоциональном выгорании, и о том, что пребывание с собственными детьми в режиме нон-стоп может быть в тягость. Честно,нет,наверное,у меня столько физических и душевных сил...

    • Наталья
      09.02.2017 | 08:26
      Среди моих знакомых есть те, кто отдал своих детей в сад только в 5 лет. И детям, наоборот, было проще, чем в 3 года. Они уже напитались мамой, были самостоятельнее, уже сами интересовались общением с ровесниками... Тут все индивидуально. На мой взгляд, если и отдавать — то лет в 5. Хотя, конечно, есть дети, которые и в 5 не готовы к садику.

  • Лена
    21.02.2017 | 23:18
    У меня старший очень активный, разносил квартиру, я стрелялась — энергии было слишком много! Поэтому в 2,4 года отдали его в частный детский сад. Сейчас в 3 с половиной, нам дали место в муниципальном. Вы не представляете, с каким желанием он туда ходит и сколько у него в конце дня впечатлений и историй: как играл, что кушали, куда ходили и т.д. А у меня — целый свободный день, когда я могу поработать спокойно! Мой совет: ищите хороший детский сад, в который ребенок будет ходить с удовольствием, а вы не будете сомневаться, что ему там хорошо!

    • Наталья
      22.02.2017 | 16:19
      Конечно, хороший детский сад лучше муниципального! Рада, что вы нашли свой путь!

  • Юлия
    03.08.2017 | 15:01
    Скажите, Наталья, по Вашему мнению, опыту то, что дети после трёх начинают чаще болеть это возрастное (переходной возраст или настройки иммунитета) или связано с началом посещения детского сада?

    • Наталья
      04.08.2017 | 07:17
      Моя дочка не стала болеть после 3 лет. Поэтому — не знаю :)

Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4:
Блог Натальи Поздняковой с 2013 года.
При копировании материалов не забывайте указывать первоисточник.