Как насилие учит насилию
Часто, когда нам кажется, что мы учим детей хорошему поведению, на самом деле мы учим чему-то нежелательному.
Когда мы злимся и требуем поделиться игрушкой с братом, мы учим не любви и сотрудничеству. Мы учим, что сильный всегда прав и надо добиваться своего силой. Ведь прямо сейчас мама силой требует отдать игрушку...
Когда мы просто запрещаем плакать и требуем перестать ныть — мы не столько учим сдержанности (хотя возможно, многие дети все же начнут подавлять свои эмоции ради одобрения мамы), сколько учим пренебрежительно воспринимать чужие чувства.
Когда мы обещаем какой-то «пряник» за хорошее поведение, мы учим не столько хорошему поведению (малыш не осознал, ПОЧЕМУ оно является хорошим и правильным), сколько навыкам «торговли». И потом дети проявляют эти навыки, когда регулярно спрашивают «А что мне за это будет?»
Когда мы ставим ультиматум «Не уберешь игрушки — не пойдешь к бабушке!» — мы учим не любви к чистоте, а манипуляциям. Когда ради своих желаний можно угрожать, манипулировать желаниями другого человека. Ведь мама ведет себя сейчас именно так!
Навык копирования у детей развит гораздо лучше, чем навык понимания наших нравоучений. Довольно легко управлять многими детьми с помощью «кнута и пряника», но разве удивительно, когда потом дети ставят свои желания в центр и манипулируют другими?
Конечно, малыш может копировать не только маму. Но если мне не нравится какое-то его качество, какая-то стратегия общения, лучше спросить себя: когда я веду себя также?
Как же общаться с детьми? Иногда помогает такой тест: представьте, как бы вы хотели, чтоб ваше чадо поступало в похожей ситуации со своим младшим братиком?
Главное понимать, что нельзя научить сотрудничеству насилием («Делай, как я говорю!»). Нельзя научить состраданию насилием («Вон малыш плачет! Поделись с ним игрушкой! Не будь жадиной!». Нельзя научить уважать желания других насилием («Мало ли, чего ты хочешь! Я сказала, идем домой!») Насилием можно научить только насилию.
Желаю вам счастливого материнства!