Блог Натальи Поздняковой

Как вводить педагогический прикорм при грудном вскармливании?

Рубрика: Питание

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

child-1566470_640

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

 baby-84686_640

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

face-1083872_640

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Главное в педагогическом прикорме — доверие к организму ребенка. Если у вас этого нет — лучше и не пытаться. Важно ориентироваться именно на желание малыша кушать. Если такое желание появилось в полгода — прекрасно! Значит, карапуз и правда в этом нуждается! А если кроха равнодушен к овощам — ничего страшного. Значит, ему хватает грудного молока.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

pumpkin-328922_640

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье «Ребенок не ест прикорм». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

dish-441238_640

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

Более того, теперь я уверена, что «детские» каши — это просто бизнес. Пользы в них явно меньше, их натуральность вызывает у меня сомнения. И в «12 добавленных витаминах» я не вижу ничего хорошего: это свидетельствует лишь о лишней «химии» в каше.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку... Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи...

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

Комментариев к статье: 48
  • Алеесандра
    15.08.2016 | 16:08
    Наталья, добрый день. Подскажите, а что вы отвечаете в поликлинике на вопросы врача о прикорме? Как на это реагируют ваши врачи?

    • Наталья
      15.08.2016 | 17:14
      Добрый день! В поликлинике нас спрашивают: «Вводите прикорм? Что кушаете?» — отвечаю «да, кушаем по-немногу фрукты, овощи, кашки...» Ведь так оно и есть :) А более подробно меня не расспрашивают обычно. И я не считаю нужным уточнять, что для нас «понемногу» — это одна крошка. Да и врачи видят, что ребенок здоров, вес прибавляет хорошо, анализы в норме.

      Мне неважно, что о нас думают врачи. Но нарываться на скандал не стала бы. В крайнем случае — соврала бы. Но пока обхожусь без этого.

  • Татьяна
    16.08.2016 | 01:14
    Наталья, а у нас врачь в обязательном порядке назначила введение «детской» каши с 6-ти месяцев именно из-за недостатка железа к этому времени в молоке матери. На всем остальном даже не настаивают здесь (Канада). Подход к физическому развитию малышей здесь очень отличается от Российского и стран СНГ в целом. Подумала, что если даже здесь говорят о нехватке железа к этому возрсту, то доверюсь :)

    • Наталья
      16.08.2016 | 07:37
      Татьяна, вводите все, как считаете нужным! В этом вопросе миллион разных мнений.

  • Татьяна
    17.08.2016 | 17:16
    Наталья, все достаточно индивидуально, у меня дети на ура ели пюре, и потом с кусочками тоже никаких проблем не было, но если удобно по-другому, то почему бы и нет.

    • Наталья
      18.08.2016 | 08:43
      Я и пишу, что все индивидуально. Что если бы мои дети хорошо ели пюре с 6 месяцев, я бы не думала о педагогическом прикорме.

  • Евгения
    17.08.2016 | 17:59
    Наташа! Спасибо за статью! Всё, как ты и предупреждала. До 6 месяцев я ждала и не вводила совсем ничего, а сейчас начала давать кабачок и гречку под напором родственников. В результате через две недели он у меня теперь зажимает рот и начинает отворачиваться, если видит, что я подношу ложку... 8) Всё-таки как же сложно идти против общественного мнения(( Кстати! Зато домашние огурцы малыш воспринимает с восторгом! Облизывает частичку огурца и пытается раскусить :p

    • Наталья
      18.08.2016 | 08:46
      Знакомо :p А если ты будешь продолжать впихивать ложку под напором родственников, у малыша закрепятся негативные ассоциации с ложкой :smile2: Ты же мама, и только ты решаешь — как и чем кормить ребенка!

  • Наталья
    17.08.2016 | 23:09
    Мой сыночек так же прекратил есть прикорм, вот прочитала ваши статьи — стало легче, а то все говорят — ухитрись, но накорми, так и психоз заработать можно. Спасибо что делитесь опытом.

    • Наталья
      18.08.2016 | 08:47
      Это очень частое явление. Не переживайте и не кормите насильно :p

  • Алёна
    10.09.2016 | 18:06
    Добрый день! Хотела поблагодарить Вас за статью! Старшая дочка кушала прикорм хорошо, и пюре и каши. А вот сейчас, спустя 4 года с младшей этот номер не прошёл. Уже 9 месяцев, а ротик так и не открывает! Естественно, все вокруг говорят, как так, надо кормить, надо пробовать и т.д. Если честно, я не пытаюсь фанатично засунуть в неё хоть что-нибудь, наверно чувствую, что пока ей достаточно грудного молока. И ваша статья очень поддержала меня! Большое спасибо!!!

    • Наталья
      12.09.2016 | 16:52
      Спасибо большое за отзыв, Алена!

  • Мария
    15.10.2016 | 18:38
    Здравствуйте, Наталья!

    Столкнулась с проблемой прикорма с младшей дочерью, хотя с сыном все было гладко и по схеме в этом вопросе. Пробы прикорма у нас идут с 6 месяцев почти ежедневно (сейчас нам 8,5), конечно, это превратилось во взаимные мучения. Слава Богу, что мы на гв и у меня нет особой паники за какие-то сроки введения прикорма и качество питания. О пед прикорме я и раньше читала, но не думала, что на каком либо этапе это станет практически единственным способом знакомства моей дочери со взрослой пищей . Спасибо, что поделились личным успешным опытом!

    Дай Бог здоровья всей вашей семье!!!

    • Наталья
      17.10.2016 | 15:45
      Спасибо, Мария. В 8 месяцев ребенок прекрасно можем расти без прикорма. Здоровья Вам!

  • Хелен
    03.11.2016 | 03:54
    Наталья спасибо за советы.нам 9 месяцев и моя дочь не хочет открывать рот при виде ложки.было время когда я переусердствовала с кормлением по совету соседки.как быть когда подношу ложку с кашей?она даже не попробував отворачивается.переждать время и не кормить?давать просто грудь?сколько переждать?неделю?несколько дней?чтоб ребенок сам захотел ложку в рот положить?

    • Наталья
      04.11.2016 | 19:22
      Я бы подождала до тех пор, пока ребенок сам не захотел бы есть, не проявлял бы интереса к вашей еде. У моего сына это произошло в 10 месяцев, у дочки — в 11. Можно без ложки, с руки кусочки овощей давать.

  • Инесса
    03.11.2016 | 20:57
    Здравствуйте. Нам 6,5 месяцев. Тоже с интузиазмом начала вводить прикорм, но мой сынуля его просто не глотает, держит во рту до последнего. Кусочек яблочка деснами грызет, а пюре не хочет. Вот хотела спросить, можно ли его мелкими кусочками порезать и дать? Он же не сможет его проживать хорошо, а просто проглотит.

    • Наталья
      04.11.2016 | 19:24
      Конечно, можно небольшими кусочками давать. Особенно — мягкие груши. Яблоки могут быть жестковаты... Но надо смотреть по ребенку. Мой сын, например, яблоки не принимал, а груши ел кусочками с удовольствием. Возможно, у вас все будет наоборот.

  • Ольга
    14.11.2016 | 14:23
    Наталья, прочла вашу статью и успокоилась! Дочке несколько дней назад начала давать пюре кабачка, с 6 мес, мы на гв. Первая ложка съедена, а дальше проблемы- крики, во рту держит, потом выплёвывает... у меня паника началась что не приучится к еде, голодная будет, а оказывается все совсем не страшно:)

    • Наталья
      14.11.2016 | 17:21
      Ольга, не есть прикорм в 6 месяцев — это абсолютно не страшно :)

  • Наталья
    04.02.2017 | 19:30
    Наталья, а как на счет того что на пюре написано с 4 месяцев? И педиатр нам рекомендовала вводит прикорм с 4 месяцев.( с кабачков и капусты) Мы на гв и вес набираем нормально.

    • Наталья
      05.02.2017 | 08:44
      Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует вводить прикорм до 6 месяцев.

    • Наташа
      23.01.2018 | 13:56
      На заборе тоже написано.Производителю лишь бы это все продать.Это бизнес.Этим дядям абсолютно наплевать на ваших и моих детей.Лично я эти баночки с питанием сравниваю с кошачьим «вискасом»И очень странный у вас педиатр.Такое рекомендовали лет 15 назад.

      Хотела бы Поблагодарить свою тезку,прекрасную Наталью за статью,мнение и опыт.Первого вырастила без проблем.Сын вырос без проблем.Был на ИВ,прикорм ел успешно.Сейчас ему 14лет.А вот с дочкой сейчас проблемы,как я считала.Ей 6 мес и ничего не хочет.1 ложечка каши любой(покупной или сделанной мной)и все.Теперь я успокоилась и буду давать все со своего стола и не давить на нее.Спасибо еще раз!

    • Наташа
      23.01.2018 | 14:01
      Забыла добавить,что дочка на ГВ.и Грудное молоко это все для нее.Масса тела отличная,хотя педиатр была недовольна последней прибавкой в 250г за месяц.Но дочка не выглядит как из концлагеря,спит хорошо и играет,не плачет и не умирает с голода

  • Mari
    05.02.2017 | 00:34
    Наталья,добрый день! Спасибо большое за вашу статью :p ! Нам 9 месяцев и вот пару дней мы мало кушаем и отвлрачиваемся от еды. Я давно слышала об этом методе питания,но никогда не воспринимала его всерьёз,пока не столкнулась с проблемами :lol: . Теперь вижу в этом смысл! Жаль,что пару дней малыша мучила бегала за ним с ложкой и сама рыдала,что он не кушает :smile1: СПАСИБО!!

    • Наталья
      05.02.2017 | 08:45
      Всего пару дней побегать за ребенком с ложкой — это ничего страшного :) Я со старшей бегала несколько месяцев ;)

  • Виктория
    18.02.2017 | 23:06
    Нам 8 мес. Мы кушаем все детские каши, но через бутылочку. Высасывает до 160-180 мл за раз, но чаще около 100-120. А вот делаю погуще кашку, пытаюсь дать через ложу, получается максимум мл 20... Точно также творожок/кисломолочка/йогурт +фруктовое пюре. Из овощных только тыкву и морковь, остальное вообще на дух не переносит. Вижу, что ему нравится именно сосать бутылочку. Он у нас на смешанном с рождения. При этом может отказаться от прикорма, но зато смесь или грудь требует и ест с удовольствием. Как думаете, что в этом случае делать? В смысле стоит ли дальше давать все через бутылку? Или в 8 мес это уже неправильно? И потом имеет ли смысл давать смесь конда уже столько прикорма и грудь в неограниченном доступе. Он у нас бледный, отправили сдавать гемоглобин, последний месяц не прибавляет в весе, но ранее набранный вес соотвествует возрастной норме. Кстати, мясо с ложки ест по гр 10-20 за раз. Его ввели недавно, как раз из за бледности. Недавно залез в тарелку с пловом и толкал рисинки в рот. Но я думаю, там соль, перец, специи, наверное, неправильно позволять кушать ему такое?

    • Наталья
      22.02.2017 | 16:14
      От рисинок к солью и перцем ничего страшного точно не будет. Но если вы уже ввели педиатрический прикорм в таких количествах, то ничего менять не надо. Смесь, на мой взгляд, давать бессмысленно, но смотрите сами. Я пишу о детях на ГВ.

  • Наталья
    21.03.2017 | 16:49
    Спасибо огромное за статью! Моей дочке через 2 недели год. Проблема прикорма началась собственно с его введения. Изначально дочь кушала все пюрешки, но внезапно перестала. Сейчас она может скушать йогурт, пюре овощное или фруктовое, но исключительно в баночке, банан и всё. Ни каши, ни супы, ни картофель не ест. Всё выплевываем... Основная её еда грудное молоко... А пыталась перевести на смесь, нивкакую не берет бутылочку... Пьет с кружки или с Поильника, но только водичку или сок, если что-то другое ей налить — выплюнет.

    Ночью так же висит на груди. Через каждые 2 часа просыпается попить молочка.

    Я в панике уже. У меня гиперлактация. Молока очень Много. В день приходится сцеживать три, четыре раза лишнее и выливать. Так как не сцедив грудь, железы становятся каменные, огромные, что приводило к лактостазу. Я мечтаю прекратить ГВ, так как для моего здоровья это выходит боком. Из-за сцеживания грудь вся в ранах, трещинах.

    И прекратить не могу кормить, так как дочь ничего не хочет кушать. Как мне быть? Подскажите пожалуйста! ;)

    • Наталья
      24.03.2017 | 11:26
      Обратитесь к консультанту по ГВ. Гиперлактация в год ребенка — это ненормально... А что касается прикорма — здесь в вашей ситуации нет никакой катастрофы. Не хочет — не давайте. Но проблему с ГВ необходимо решить, конечно!

      Мой младший сын до 1,5 лет очень плохо ел прикорм, только грудь. Но никакой гиперлактации не было. И худеньким он не выглядел :) Рос крепким и здоровым. Примерно в полтора года начал сильно налегать на твердую пищу. Хотя ГВ мы не прекращали.

  • Анастасия
    31.03.2017 | 21:24
    Добрый день. У нас тоже проблемы с прикормом, не хочет есть ничего даже с нашего стола. Дала попробовать банан- ест с удовольствием. Что подскажете? С одной стороны думаю может не время для прикорма, с другой страшно что токо бананы. Нам 7 месяцев.

    • Наталья
      06.04.2017 | 09:11
      В 7 месяцев вполне можно не есть прикорм, если ребенок не проявляет интереса. Бананами увлекаться не стоит, но если немного — можно.

  • Юлия
    06.05.2017 | 10:39
    Добрый день! Спасибо большое за информацию. Изначально мой ребенок плохо ел грудь и стремительно набирал вес только первые три месяца. С 6 месяцев начали вводить прикорм и ребенок его нормально ел до 9.5 (уже пробовали и овощи, и каши, и фрукты, и мясо, и супы), но потом дочка приболела и стала отказываться от еды. Какое-то время это было понятно — ребенку плохо, болит горло, нужно много пить. Но спустя неделю ребенок так и не ест, выплевывает все пюре на пол, зыкрывает рот от ложки, вертит головой, с удовольствием грызет только фрукты и ест детский творожок. При этом грудь она особо не ест (разве что ночью — очень часто). На днях, я заметила, что дочка тянется к моей еде :) Конечно это радует! Но можно ли кормить ребенка мясным бульйоном? Или сырниками?) Ради того, чтобы ребенок ел пересматривать свое питание?))

  • Маргарита
    06.07.2017 | 11:54
    Наталья, здравствуйте! А если ребенок на смешанном вскармливании? Попробовали дать цветную капусту из баночки, перестала есть и нервничает. Заставлять не хочу. Работает ли концепция педагогического прикорма если ребенок ест грудь и смесь?

    • Наталья
      06.07.2017 | 20:48
      Да, педприкорм можно применять и на смешанном вскармливании. Особенно, если ребенку еще 6-9 месяцев. Не хочет есть — пусть не ест.

  • Оксана
    27.07.2017 | 14:51
    Наталья, здравствуйте! У нас сейчас в 8 месяцев отказ пошёл. 2-3 ложки с аппетитом съест и потом а истерику впадает. Я песни пою Только так ещё запихиваю пару ложек. Теперь попробую ваш способ. Потому что ненормально через силу ребёнка кормить. Мне дочу жалкоСпасибо вам за информацию

    • Наталья
      31.07.2017 | 13:37
      С творогом — поаккуратнее, а суп давать понемногу — точно можно. Впрочем, 2-3 ложки еды для 8 месяцев — это очень даже неплохо!

  • Оксана
    27.07.2017 | 14:54
    кстати, мою еду она просит Интерес есть Я ей всегда давала немножко. Супчик или творог взрослый.

  • Виктория
    21.08.2017 | 18:28
    Спасибо за статью!!!!!,мы тоже не хотели есть прикорм =( почитала вашу статью, и сделала смешанный,того чуть и того чуть))) нам сейчас 10 месяцев,мы едим много чего — что-то со стола,максимум пару тройку ложек))) что детское из баночек (не ест мое) ,а фрукты едим кусочками с аппетитом огромным. Вот только вопрос- а сколько ложек можно давать,когда новое блюдо? — я первый раз половину чайной ложки даю, или можно если новое блюдо,Всё равно давать пару- тройку ложек? После капли от чайной ложки просит еще. И еще спасибо про совет, про каши . мы вот каши едим молочные детские, безмолочные не ест... хочу попробовать дать каши, которые я ем, — я себе варю молоко/ вода 1к 1...сыну можно такие каши или пробовать сварить на воде?

    • Наталья
      21.08.2017 | 19:58
      Новое лучше вводить по полчайной ложки. Но если уверены в ребенке (никогда не было негативных реакций), и вводите что-то простое, то можно больше.

      Про молочные каши... Вот тут лучше аккуратнее. До года лучше безмолочные. А если уж с молоком, то сначала — по чуть-чуть.

      Отлично вы кушаете, пару-тройку ложек в вашем возрасте — достаточно много!

  • Светлана
    15.12.2017 | 01:15
    Добрый день,

    не могли бы Вы объяснить причину, по которой ГВ является обязательным условием для введения ПП.

    Какое решение Вы можете предложить детям на ИВ, не проявляющим пищевого интереса?

    • Наталья
      15.12.2017 | 11:24
      Добрый день. ГВ не является обязательным условием, просто я серьезно изучала эту тему именно в контексте ГВ. Искусственное вскармливание я не изучала совсем, поэтому боюсь что-то рекомендовать мамам, чьи дети на ИВ. На ГВ ребенок может обойтись без полноценного прикорма до 1,5 лет. Про ИВ — не знаю.

  • Ольга
    21.12.2017 | 11:25
    Добрый день, Наталья! Очень хорошая статья! Нам 8 месяцев, на ГВ, ввела прикорм с 6 месяцев. Поначалу все кушала хорошо кашки, овощи (сама варила, иногда покупала готовое пюре), а вот теперь стала отказываться от еды, пару ложек и все начинает плакать и головой кивает что не хочет. Были на осмотре у педиатра нас взвесили мы сбросили 200 грамм, врач сказала убирать грудь только на ночь. Так вот я вся в расстройстве не смогу ей не дать её любимую титю и мы засыпаем с ней (пустышку она с самого роддома не приняла). Я так думаю сбросили мы ещё потому что у нас зубы стали прорезываться беспокойная очень и требует грудь. Наталья наткнулась на Вашу статью случайно и успокоилась немного, попробую по вашему методу кормить и больше не буду ее насильно кормить. Спасибо Вам!!!

    • Наталья
      21.12.2017 | 16:48
      В 8 месяцев отсутствие прикорма точно не критично. Но если до этого ребенок много ел каш и овощей, возможно, стало меньше молока. Поэтому я бы, наоборот, чаще давала грудь, чтобы молока стало больше. Однако, может быть причина потери веса в чем-то другом.

  • Галина
    19.10.2018 | 15:31
    Добрый день,вот в статье про педагогический прикорм пишется,что не стоит спешить,грудное молоко обеспечивает ребенка всем необходимым и т.д.,а что делать,если по некоторым причинам ребенок на искуственном вскармливании,что в таких случаях,педагогический ввод прикорма так же будет верным решением?

    • Наталья
      19.10.2018 | 21:11
      В случае с искусственным вскармливанием все не так однозначно. Теоретически смесь должна обеспечивать ребенка необходимыми витаминами, но я бы все же пробовала вводить прикорм в этой ситуации. Тем более, что это должно быть проще, чем на грудном вскармливании — готовить каши, похожие на смесь, предлагать прикорм в жидком виде и т.п. На грудном вскармливании такое не проходит.

  • Ирина
    07.11.2018 | 01:59
    Наталья, благодарю за статью. Почитала и успокоилась. Нам через 10 дней 9 месяцев, сколько пробуем давать прикорм — никак не идет, на овощи иногда даже выходит обратно :( к сожалению, наверное потому что хотела впихнуть :( будем пробовать не насильственно и надеюсь, все получится.

  • Ольга
    14.11.2018 | 12:35
    У Карлоса Гонсалеса хорошо написано про прикорм в его книгах.

    На мой взгляд, хорошо бы ребенка вообще никогда ничем не кормить, в смысле не делать пассивным участником кормления, который только открывает рот. А давать ему кусочки еды, которую мы сами едим или ставить перед ним тарелочку и давать ему ложечку маленькую. Пусть ест сам. Да, сначала еда будет повсюду и придется убирать много, но скоро уж малыш станет аккуратнее и станет не только баловаться, но и есть. Моему сыночку год, все что он ест, кроме грудного молока — он ест только сам. Сам держит ложку, сам ест кашу или суп, сам берет кусочки еды. Никогда не готовлю специальную детскую еду, ни разу ничего не измельчала блендером. Иногда съедает немного, иногда побольше. Главное — все сам. Я только предлагаю.

Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4:
Блог Натальи Поздняковой с 2013 года.
При копировании материалов не забывайте указывать первоисточник.