Блог Натальи Поздняковой

Раннее развитие детей или просто повод для гордости?

Раннее развитие детей... Невероятные детские сады с изучением английского языка и других предметов... Элитные школы-гимназии... История с первого класса, биология — со второго, и химия — с третьего... Кому это все нужно? Ребенку?.. Или «продвинутой» маме?

Раннее развитие детейСтрасть к раннему развитию детей наблюдается у мам абсолютно всех возрастных групп. Конечно, ребенок должен развиваться, нужно способствовать его развитию, но зачем это стремление быть «впереди планеты всей»?

Недавно слышала такой разговор... Мама мечтает отдать дочку в жутко престижную гимназию и жалуется на большой конкурс... «Ох, не знаю, попадем ли мы туда... Ведь наша девочка не отличается большой сообразительностью... Надо как-то ее подтянуть, очень здорово было бы в такой гимназии учиться!» Но если девочка, по словам мамы, «не отличается большой сообразительностью», то зачем ей такая гимназия? Хорошо, если она в нее не поступит... А если, не дай Бог, поступит? И ее всю жизнь будут «подтягивать», навязывая то, что не свойственно ее природе? А сколько комплексов и разрушающих установок девочка заработает!

Примеры навязчивого «раннего развития детей» можно встретить и до школы. Даже в грудничковом возрасте! Когда моя дочка в 2,5 месяца начала активно переворачиваться в обе стороны (сама собой), одна знакомая сказала: "Отлично! Ты — молодец! По какой методике с ней занимаешься?" Конечно, в 3 месяца вряд ли можно навредить ребёнку разнообразными «методиками», но это очень опасная тенденция — стремление заставить ребенка соответствовать каким-то завышенным стандартам. И через несколько лет малыша уже вовсю «развивают» с помощью самых невероятных кружков, готовят к поступлению в «наилучшую» школу и так далее...

Нет, я не против раннего развития ребенка, когда оно учитывает реальные потребности детей... У кого-то с дошкольного возраста обнаруживается страсть к музыке... Так было с моим мужем, он с удовольствием проучился 10 лет в музыкальной школе, играл на трех инструментах (к слову, сейчас, уже самостоятельно, осваивает четвертый)... Но тысячи детей убиваются в музыкальных школах только потому, что родители считают музыку необходимой для общего развития. Кто-то с 5-6 лет проявляет интерес к арифметике... Я с 4 лет с удовольствием читала. Читала очень много, все подряд, меня никогда не заставляли читать... И как вы думаете, в какую школу меня отдали? В школу с углубленным изучением математики :)

Да, не все дети проявляют свои способности в дошкольном возрасте. Мне кажется, таких детей лучше отдавать в обычную школу. Существует множество престижных лицеев для старшеклассников, в которые ваш ребенок обязательно попадет, если однажды почувствует тягу к определенному учебному предмету.

Что прививает раннее развитие детей?

1) Ребенок не может научиться слушать себя. Он привыкает ориентироваться на какие-то навязанные стандарты. Гонится за всем «престижным». Именно поэтому многие люди не знают своего призвания. Подробнее об этой проблеме — статья «Как найти свое призвание?»

2) Ребенок растет несамостоятельным. Привыкает, что им руководят взрослые. Ведь мама скажет, где сынок должен учиться. Наймет репетиторов. Сделает все возможное, чтоб «подтянуть» математику сына. Ребёнку не нужно ничего решать, не нужно думать своей головой.

3) Вырабатывается «синдром отличницы», о котором я писала в этой статье. Ребенок пытается угодить маме, которая предъявляет ему завышенные требования. Лично я была отличницей, так как мама считала «четверку» недостойной оценкой.

4) Это — насилие, пытаться слепить из ребёнка то, чего в нем нет. Да, можно постоянно нанимать репетиторов по ненавистному предмету. Настойчиво заниматься со своим ребенком... Добиться его поступления в институт... Но зачем? Разумеется, школьная программа не настолько сложна, ее можно вдолбить в кого угодно... Но кому это нужно?

Зачем родителям раннее развитие детей?

1) Совсем недавно я писала о том, что такое гордыня. Так вот, обычно здесь гордыня проявляется ярче всего. Мама считает, что ее сын должен быть особенным (а значит — она сама особенная). Ее сын должен быть лучшим (в той сфере, в которой ей хочется). Ей нужно гордиться своим сыном. Ведь Машкин ребенок в этом же возрасте не знает английского, не играет на кларнете и не занимается плаванием 4 раза в неделю!

2) Иногда родители искренне верят в какой-то странный стереотип. Например, не будешь знать математику — будешь всю жизнь работать уборщицей. Но ведь множество людей с техническим образованием получают крошечную зарплату... И есть люди, которые умеют хорошо зарабатывать и без математики. Гораздо важнее увидеть настоящие склонности ребенка.

3) Родители не видят и не слышат своего ребенка. Им нравится руководить, они любят сами все решать (иногда неосознанно). Поэтому сами решают, каким должен быть их сын.

4) Родители считают, что все «престижное» — действительно наилучшее. Эту ситуацию можно отнести к первому пункту. Гордыня. Желание, чтоб их ребенок учился в самом престижном заведении. Самое страшное, что ребенок перенимает эту веру... И зарабатывает множество проблем.

Раннее развитие детей должно учитывать настоящие потребности детей. Прежде чем пытаться загрузить ребенка новым кружком, лучше спросить себя: "Зачем? Кому это нужно?" И если ответ: «Я хочу, чтоб мой сын был самым умным/ловким/развитым» — тысячу раз подумайте. Пусть малыш научится быть собой...

Еще по теме: «Раннее развитие ребенка: когда это действительно приносит пользу?»

Комментариев к статье: 13
  • Татьяна
    14.02.2014 | 07:54
    да, и многие родители именно свои неосуществленные мечты и стремления пытаются всучить собственному чаду. А понять, что чадо, это самостоятельный человек, со своими способностями почему-то сложно :)

  • Ольга
    15.02.2014 | 04:04
    Я очень очень хочу чтобы мой ребенок был счастливым, чтобы ему жить было интересно, чтобы он знал чего хочет (в хорошем смысле) и знал как этого добиться, чтобы был самостоятельным, и имел чувство меры во всем, чтобы умел и хотел любить, заботиться, уважать. И все это для меня — цель нашего с ним совместного развития, но не раннего, а своевременного, мягкого. И мне очень хочется верить, что неосознанно я не подвержена всем тем «порокам», о которых вы пишите! Спасибо вам за статью, задело за живое.

    • Наталья
      15.02.2014 | 14:52
      Ольга, рада приветствовать Вас на блоге!

      Я думаю, Ваш ребенок действительно будет счастливым! :) Мягкое своевременное развитие, а главное — внимание к интересам ребенка, очень много значат! :)

  • Анна
    15.02.2014 | 16:37
    К сожалению современный ритм жизни требует от наших детей совершенно иного уровня знаний, чем требовалось раньше от нас. Так что я все таки сторонница раннего развития ребенка, но вот отталкиваться нужно от способностей своего малыша и не в коем случае не заставлять его делать то, что малышу не интересно — здесь я с вами полностью согласна.

    • Наталья
      15.02.2014 | 19:12
      Мне кажется, темп жизни в реальности не требует больше знаний... Это только погоня за престижем... Вот зачем учить английскому с 5-6 лет? Если у ребенка есть склонность к языкам, он идеально выучит английский, даже начав заниматься им с 3го класса... И к 11 классу будет знать этот язык лучше всех, кто учил его с 5 лет. И поступит в хороший ВУЗ. А те, кому не суждено хорошо знать иностранный, все равно все забудут через неделю после окончания школы или университета.

  • Helen
    17.02.2014 | 18:13
    Интересная статья! Интересное мнение!

    Я думаю, что во всем нужна МЕРА.

    И тогда не будет перекосов.

    Про гордыню — полностью согласна.

    И... еще, бывают перекосы в обратную сторону. Когда родители по каким-то причинам считают, что ребенок у них самый обычный и не дают возможности заниматься, не устраивают в хорошую гимназию, не водят на кружки. Потом, конечно, таланты выплывают сами... Но... так часто бывает, что время упущено...

    • Наталья
      17.02.2014 | 19:53
      Да, согласна с Вами... Заметить талант своего ребенка и создать условия для его развития — очень и очень важно!

  • Дана
    18.02.2014 | 07:22
    Очень приятно слышать голос разума от молодой мамы, среди массовой истерии по поводу раннего развития :) Признаться, неожиданно это и редко. Я по большинству пунктов с вами согласна, но так же могла бы добавить, что проблема раннего развития, к сожалению, идет еще глубже, а плоды этой истерии видны на многих повзрослевшх детках уже сейчас. В наши дни так много говорится о раннем развитии, о том, чем занять и чему научить детей, но так мало упоминается о душевной гармонии, сострадании, чувстве прекрасного, внутреннем покое. Твердые знания, грамматика и наука обязательно подтянутся позже, но в нежном возраcте до пяти, шести и даже семи лет так важно дать ребенку возможность воспитать душу, а для этого совсем не обязательно иметь красивые яркие карточки, дорогие кубики и сложные конструкторы.

    Я видела несколько деток выращенных в принципах раннего развития, и их знания и умения, конечно, поражают, чтение в 3 года и все такое. Но мыслят эти дети категорями карточек, и маминых заданий. Многие из них не очень умеют занимать себя сами, а если и занимают, то основывают свои игры не на фантазиях, а на готовых сценариях проигранных множество раз с мамой во время занятий.

    Мир вокруг детей полон удивительных открытий, которые хотелось бы, в идеале, чтобы дети сделали сами, через созерцательность и наблюдения. Пригоршня желудей может занять ребенка на час самостоятельной, тихой, вдумчивой игры, если рядом мне окажется доброжелатель, который тут же попросит их рассортировать, посчитать и наклеить им усы, а потом еще добавит вагон и маленькую тележку фактов, о том почему желуди падают на землю, и что у них внутри.

    Иногда мне кажется очень симптоматичным то, что несмотря на все более совершенные техники раннего развития, давно уже ни в науке, ни в медицине не было каких-то особенных открытий и прорывов. Может ли быть так, что развитие теперь слишком раннее и слишком предсказуемое, от чего обремененные слишком многими знаниями дети вырастают в слишком серьезных взрослых, не способных мыслить творчески?

    Спасибо за поднятую тему!

    • Наталья
      18.02.2014 | 09:39
      Дана, рада приветствовать Вас на этом блоге! Спасибо за столь подробный и содержательный комментарий...

      Очень хорошее добавление! Честно говоря, я не задумывалась, что эта проблема может идти настолько глубоко... Огромное спасибо, что поделились опытом! У меня еще нет собственного опыта воспитания детей, делаю выводы, глядя на других и вспоминая свое детство... Про желуди — очень точно... Спасибо большое, заставили задуматься :)

  • Анна
    24.02.2014 | 02:23
    Мне хотелось дать первому ребенку лучшее, и я была настроена на ранее развитие. К счастью, материнская интуиция взяла верх)))

    Хотя до сих пор иногда дергает за какие то не видимые ниточки реклама центров раннего развития и т д ))

    Согласна с Даной, что важно дать ребенку самому познавать мир. До 7 лет вообще превалирует правополушарная активность, поэтому насильно развивать интеллект и левое полушарие, от доминирования которого потом страдают всю взрослую жизнь... Зачем?..

    • Наталья
      24.02.2014 | 09:45
      Меня тоже иногда дергает за какие-то ниточки реклама центров раннего развития :) Это — бизнес...

  • Елена
    27.02.2014 | 11:10
    отличная статья и прекрасные комментарии! очень созвучно моим мыслям по данному вопросу. когда ребенку было 1.3 года тоже повела его на занятия по системе Монтессори, 1 месяца хватило, чтобы понять — это совершенно чуждо сыну и я его только мучаю, водя на эти занятия. в дальнейшем мне хватило ума не экспериментировать больше со специальными развивающими клубами и системами.сейчас ребенку 3 года — по уровню интеллекта развит нормально для своих лет

    • Наталья
      27.02.2014 | 12:03
      Елена, огромное спасибо, что поделились своим опытом!

Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4:
Блог Натальи Поздняковой с 2013 года.
При копировании материалов не забывайте указывать первоисточник.