Блог Натальи Поздняковой

В чем заключается социализация детей в дошкольном возрасте: нужен ли детский сад?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня я продолжаю рубрику «Ребенок без детского сада» и хочу рассказать, в чем заключается социализация детей дошкольного возраста. Что это такое? Справляется ли с этой задачей обычный сад? И как можно добиться всего этого «в домашних условиях»?

child-1895166_640

Что такое — социализация?

Мы все так боимся этого слова... Но с трудом представляем, о чем конкретно идет речь?

Если заглянуть в словарь — можно узнать точное определение этого слова. Я не буду приводить дословные цитаты, они звучат слишком серьезно и умно. Но суть у них одна: социализация — это процесс, в результате которого человек может успешно жить в обществе.

Умение жить в обществе — очень полезно. Однако, для этого совершенно необязательно ходить в ДОУ, более того, в детских учреждениях используется не самый лучший способ научить детей общению.

Давайте сначала разберем, что представляет собой общение? Какова конечная цель успешной социализации?

  1. Ребенок должен уметь правильно общаться со старшими. Уважительно, но при необходимости спокойно высказывая свою позицию. В перспективе человеку нужно уметь эффективно взаимодействовать с начальниками.
  2. Дети должны легко находить общий язык с равными.
  3. В перспективе, человек должен уметь грамотно решать любые конфликты.
  4. Человек должен уметь держаться за свои принципы, не поддаваясь влиянию толпы.
  5. Человеку необходимо уметь заботиться о младших (по возрасту или по статусу).
  6. Человек должен освоить принципы работы в группе, построенные на взаимоуважении.

children-1853193_640

Чему нас учат?

Справляются ли с этими задачами наши детские сады и школы? Честно говоря, не очень. Это видно по тому, что далеко не все взрослые способны грамотно общаться. А в детских учреждениях ребята помещаются в дикие условия. Чаще всего это — неконтролируемая группа ровесников, в которой действует закон джунглей.

Здесь прививается неуважительное отношение к учителям и другим старшим. Подрываются все авторитеты. С раннего детства часто учат бояться старших. Воспитатели используют крик и грубую силу, пытаясь добиться какого-то порядка в группе.

Насколько качественно в садах учат решать конфликты и устанавливать контакт? Неужели вы думаете, что воспитатель ходит за каждым и помогает подобрать верные слова? В большой группе это просто невозможно!

Про общение с кем-то младшим не стоит даже говорить. Но самое опасное: с раннего возраста малышей приучают идти за толпой. У дошкольников еще нет крепкого внутреннего стержня, нет своих прочных ценностей. Поэтому они активно впитывают все, что происходит вокруг. И не удивительно, что дети привыкают следовать за основной массой ровесников...

Пожалуй, единственное, что старательно развивают воспитатели в дошкольниках: умение работать в группе. На это направлены все групповые занятия. Однако, подумайте: сколько взрослых людей умеют работать в группе? Я прекрасно помню, как тяжело давалось в институте групповое творчество. И вообще сделать что-то группой без хорошего руководителя нередко сложнее, чем в одиночку. Почему? Ведь мы все были и в садах, и в школах?

boys-1640801_640

Развитие дома

Что мы можем получить, оставляя ребенка дома? Как решим поставленные задачи? Если малыш не ходит в детский сад, проблемы социализации решаются достаточно легко, если мама готова прикладывать некоторые усилия.

Но сначала отмечу, что по большому счету, нет необходимости активно «социализировать» малыша. Если вы живете в социуме, гуляете на детских площадках, хоть иногда общаетесь с другими людьми — ребенок не будет диким. Все вышеперечисленные навыки вовсе не нужно осваивать в 3-5 лет. Поэтому я считаю, что с дошкольником достаточно просто играть и жить своей жизнью.

Но если вам очень хочется приобщать малыша к жизни в обществе — пожалуйста! Что для этого необходимо?

  • Родите своему карапузу родного брата или сестру. Желательно, с маленькой разницей в возрасте. Например, два года. Тогда ваши дети целыми днями будут учиться общаться, решать конфликты, находить компромиссы... И все — в семье.
  • Если же рожать вы больше не хотите (или социализировать надо прямо сейчас) — найдите во дворе друзей своего возраста. В идеале — тоже без садов. И ходите друг к другу в гости. Можно даже оставлять подруге свое чадо на полдня или день... А потом забирать к себе ее малыша.
  • Переживаете за групповые занятия? Найдите себе какую-то «развивашку» и посещайте ее раз в неделю. Этого вполне достаточно.
  • Ходите с ребенка по музеям, магазинам, государственным инстанциям, ездите с ним в соседние города. Ваш малыш увидит множество примеров общения с незнакомыми людьми. Только прошу вас, подавайте хороший пример, будьте всегда тактичны и терпеливы.
  • Также к вашим услугам детские комнаты торговых центров и другие прелести современной цивилизации. Хотя если ничего рядом нет — подойдет обычная песочница. Самая популярная в вашем дворе.

kids-1878687_640

Особенности обучения общению:

  1. При возникновении конфликта учите малышей находить компромиссы. Разбирайте с ними ситуации и показывайте, как лучше себя вести.
  2. Сами подавайте позитивный пример, не ругайтесь в очередях и уважайте окружающих.
  3. Если малыш стесняется, но хочет подойти к группе ровесников — подходите вместе с ним. Подсказывайте ему. Помогайте. А не отправляйте на произвол судьбы, как в обычном садике.
  4. Если общение приобрело нежелательный характер — с оскорблениями или издевками — прекратите его.
  5. Однако, регулярно давайте возможность детям самим разруливать неприятные ситуации.

Если ваш малыш всегда с вами — вы сможете научить его жить в обществе гораздо эффективнее. Вы сможете обучить его основным навыкам, а не пускать дело на самотек. Вы можете привить ему важные ценности. Можете привести в общество плавно, без стресса.

Детям гораздо проще учиться общению, когда рядом есть свой человек — родная мама. Готовая защитить в нужный момент или помочь найти компромисс, не применяя силы.

Человек — существо социальное. Но отправлять совсем маленьких малышей в социум одних и без четких инструкций — опасная затея. Кто-то действительно освоится. Кто-то забьется в угол. Кто-то начнет решать все ситуации кулаками. Кто-то будет пытаться хитрить.

Невозможно научить взаимодействовать с другими детьми за один день. Но это не значит, что нужно пустить дело на самотек. Я изложила ситуацию, как я ее вижу, но выбор за вами.

Возможно, вам также будет интересно почитать о нашем подходе к развитию детей в 3-4 года.

Конечно, есть особые детские сады (как правило, частные), где детям уделяется особое внимание. Вот, например, видео об этом. Однако, на мой взгляд, это все равно не заменяет маму и семью. Как бы ни пытался воспитатель создать «ощущение одной семьи».

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Я желаю вам счастья. До встречи!

Комментариев к статье: 23
  • Ольга
    30.01.2017 | 16:45
    Я в последнее время все более лояльно начинаю относиться к садам. Со старшим мы пробовали ходить в гос.садик, сейчас ходим в частный. Еще в нескольких садах я была одна (общалась с руководством). Скажу честно, что нигде не встречалась с тем, чтобы на ребенка грубо кричали или бросали (допускаю, что это может быть, но то, что встречалось мне — выглядело очень достойно).

    Чем на мой взгляд может быть полезен сад — научить тому, что не умеет мама. Например, у меня плоховато с творчеством (лепка, рисование и т.п.) и с ролевыми играми. Мне нравится идея, когда ребенок находится в саду часть дня, а потом имеет достаточно времени для общения дома (с мамой, братьями-сестрами, папой, бабушкой). Это обогощает его опыт.

    И тут дело не опасении, что ребенок будет диким, без навыков общения, а в том, что это дополнительные возможности как для ребенка (узнать и опробовать новое), так и для мамы (в условиях, когда воспитывает ребенка в основном одна мама, это очень важный «глоток воздуха», который делает маму мягче :) ).

    • Рита
      30.01.2017 | 17:13
      Ольга,вы абсолютно правы! Ну или это мой интуитивный подход .Со своим единственным ребенком я так и поступаю: пол дня в садике,а потом развивашки и совместные игры. Когда сын был все время дома-это тоже тяжело и мне,как вы говорите,не хватало этого «глотка воздуха». А 50/50 -всем хорошо!

      • Наталья
        30.01.2017 | 17:40
        Рита, я рада, что Вы сделали свой выбор. У меня нет цели переубеждать тех, кто уже нашел для себя подходящий вариант :)

    • Наталья
      30.01.2017 | 17:38
      Каждая мама решает этот вопрос самостоятельно. С моей точки зрения, даже если на ребенка не кричат — это, конечно, лучше криков, но этого недостаточно. И для лепки с рисованием прекрасно подходят кружки раз в неделю. Но если сад необходим маме — значит, пусть он будет полдня :)

    • Екатерина
      31.01.2017 | 18:47
      Полностью согласна!) Я тоже подумываю о переводе ребенка в группу неполного дня в саду. Занятия с профессиональными педагогами, общение в коллективе, обучение находить общий язык с малознакомыми людьми — все это очень важно. Даже если у малыша будут иногда возникать конфликтные ситуации при общении с детьми, то ему будет полезно пытаться найти выход из них самостоятельно, без «широкой маминой спины», особенно, если речь идет о воспитании мальчика. Да и для мамы необходимо свое свободное личное время.

  • Ольга
    31.01.2017 | 13:29
    Наташа, абсолютно точно — тут нет единственной правды. Главное, чтобы всем в семье хорошо было.

    Я бы еще добавила такой момент. Когда у нас родился второй ребенок, то первому внимания стало гораздо меньше (особенно когда младший подрос чуть-чуть) — и я понимала, что порой он просто слоняется и мучается ограничениями (почитать — маме некогда; побегать — не шуми, Рома спит; лепить — подожди, стол занят обедом и т.п.). Конечно, не вся жизнь такая :) но таких ограничений стало существенно больше. А в садике он больше гуляет, больше занимается творчеством, более регулярно занимается подготовкой к школе.

    У меня было много сомнений долгие годы, но к 5-ти годам я нашла тот вариант, при котором чувствую, что всем лучше.

    Кстати, очень интересная грань про социализацию — сейчас на блоге у Ксени Несютиной. Думаю, тебе понравится эта статья. Интересная грань — про то, чтобы с детства приучать ребенка выбирать себе окружение.

    • Наталья
      31.01.2017 | 15:30
      Спасибо, Оля, почитаю.

      У нас другая ситуация. Внимания дочке не стало меньше. Сын сейчас спит только один раз в день один час, поэтому времени побегать очень много) А когда сын спит желания бегать у дочи нет, потому что это время для чтения, и мы с удовольствием час читаем, рисуем и т.п. В общем-то, ограничений у дочки довольно мало... Только вот чтение сейчас стало в строго определенное время, но его пока хватает. А все игры, занятия — вместе с братом. Сейчас он подрос — стало во многом проще.

  • kidsvisitor
    02.02.2017 | 22:28
    Я тоже считаю, что в детских садах не всё так плохо, как может показаться. Ребенку самому надо формировать свой круг общения и пытаться встроить отношения вне семьи. В этом и заключается, наверное, принцип социализации. В семье (с братьями и сестрами) каждый всё-таки остается в зоне комфорта, потому что это «свои» люди.

    Но всё индивидуально — если малышу плохо в детском садике, то лучше отказаться.

    • Наталья
      03.02.2017 | 17:41
      Попытки строить отношения вне семьи — совершенно реальны и без детского сада. Это и хождения в гости к друзьям с детьми-ровесниками. И прогулки на улице. Возможностей для общения множество. У нас малыши (моя дочка с подругой) могут играть совершенно одни в соседней комнате и самостоятельно выстраивать отношения. При этом я слышу, что происходит. И в сложных конфликтах они могут смело обращаться ко мне.

  • Ксения
    03.02.2017 | 08:22
    Вставлю свои 5 копеек от работающей мамы :) Я считаю, что детский сад нужен не для развития и социализации ребенка, а для мамы. Если нет возможности нанять няню, которая будет дома с малышом в комфортной обстановке и заниматься с ним по вашим указаниям (гулять в любую погоду, ходить босиком, не навязывать занятия и шаблоны мышления). Но подходит момент, когда ребенку уже интересно общаться со сверстниками, когда уже хочется дружить и играть вместе. Вот это не мой взгляд подходящий момент, чтобы начать ходить в сад. И желательно частный) Чтобы в группе проветривали и могли индивидуальное внимание уделить. Важно на своего ребенка ориентироваться — что ему сейчас нужнее? А в целом очень поддерживаю позицию про мнимую социализацию в садах.

    • Наталья
      03.02.2017 | 17:39
      Насчет работающей мамы — абсолютно согласна. Если мама работает — необходимость детского сада даже не обсуждается :)

  • Нина
    08.02.2017 | 14:00
    Я не ходила в детский сад, у меня сестра старше меня на три года. С нами занимались дома. В 5 лет я уже читала и писала. Сейчас я не скованный человек, да и комплексов у меня нет.

  • Лена
    11.02.2017 | 17:26
    Я посещала обычный детский сад, и не один (мы переезжали), и обо всех у меня остались только приятные воспоминания. Лёва у меня посещал частный садик (там очень-очень внимательно и по-доброму обращались со всем детишками). Существенный минус — высокая стоимость, поэтому сейчас, когда нам 3,5 года, мы переходим в государственный садик. Я убеждена, что неправильно перекладывать функции социализации только на детский сад, Родители должны сами много разговаривать и проводить время с ребенком. Но держать его около себя круглосуточно — это не каждой маме под силу. Да и своими делами хочется позаниматься. Как вы успеваете с таким подходом ещё и на блог время находить — очень удивительно, вы большая молодец))

    • Юлия
      13.02.2017 | 01:38
      Лена, да, вообще то не просто блог реально успевать. Я к примеру, в декрете и работаю на дому. Мы с ребенком приспособились к этому. Он играется возле меня, или я работаю — он сидит у меня на руках, смотрит мультики, рисует, собирает конструктор. Время от времени я прерываюсь от работы, когда он что то просит или поиграться с ним.

      Конечно, работа должна иметь свободный график.

  • Юлия
    13.02.2017 | 00:50
    Я детские сады изучала с рождения ребенка. И ни один государственный сад в нашем городе мне не понравился. Я живу в Украине, поэтому ситуация наша от вашей может отличаться.

    Вот общие недостатки , которые я для себя выделила:

    1. Детей в группы набирают до 30 чел. Как воспитатель и няня может за всеми усмотреть, уделить каждому внимание? Мне кажется, в такой атмосфере дети предоставленные сами себе.

    2. Дети очень болеют в садах. По рассказам некоторых мам, им приходится бросать работу, потому что дети не вылазят из болезней, а начальники не могут давать больничный на ребенка через каждую неделю. Но так же есть другой тип мам, у которых работа дороже детей, они приводят детей в сад больными, с температурой и соплями. Эти дети заражают других детей. И создается порочный круг болезней. Мое мнение — болезни ребенка большая нагрузка на его формирующийся иммунитет. К тому же садиковский ребенок постоянно заражает вирусами всех членов семьи, это особенно плохо, когда в семье есть еще младший грудничок. С одной стороны, мама думает, вот отдам ребенка в сад и выйду спокойно на работу. Но по факту, она работать спокойно не может, берет больнычные или увольняется с работы. От своего долга на работу не сбежишь)

    3. В гос. садиках дети предоставлены сами себе. Они играются между собой, смотрят мультфильмы. Воспитатели же мало уделяют им внимания. Государственные зарплаты маленькие — они ходят на работу лишь бы отбыть деньги, у них нет мотивации стараться.

    4. Плохая обстановка. В холодную пору года закупорены наглухо окна, и нет притока свежего воздуха. Отопление работает, воздух сухой. Увлажнителей нет. В таком воздухе очень быстро передаются вирусы и он неблагоприятный для здоровья ребенка в целом.

    5. Зимой детей держат весь день в помещении и не выводят на улицу гулять.

    6. Некачественная еда. Недавно был скандал, в одном Киевском садике обнаружили, что детям дают самое дешевое масло, в котором нет в составе молока, а какой то химический заменитель. Я думаю, такая проблема во многих садах, просто не везде проверяют и поднимают эти вопросы.

    7. Поборы в детских садах. Это у нас вместо «Здрасте»! Сдаешь ребенка в садик — плати благотворительный принудительный взнос в размере 50-70 евро. Каждый месяц сдавай взнос на игрушки, еду, ремонт для детей примерно 20 евро. В каждом саду такса разная. При этом ни новых игрушек, ни качественного ремонта никто не видит. Деньги идут по карманам.

    Ну вот, основные минусы, а есть еще куча мелких, которые меня напрягают в гос. детских садах.

    • Наталья
      13.02.2017 | 10:40
      У нас в садах условия получше, но я все равно не считаю, что детям там будет лучше, чем в семье. Зимой обязательно со всеми гуляют, и группы значительно меньше. Но я рада, что Вы решили оставить своего ребенка дома!

  • Надя
    15.02.2017 | 15:09
    Так получилось, что сын в сад не ходит, начинали водить но ему там как то не нравилось, да и сад далеко от дома. решили лучше на секции отдать, сейчас с удовольствием на карате занимается и в театральной студии

    • Наталья
      16.02.2017 | 14:01
      Отличный выход из ситуации :)

  • Майя
    28.05.2017 | 23:37
    Так получилось, что я и мой брат (старше меня на 1 год и 9 месяцев) в детстве не посещали садик — мама не ходила на работу и посвящала время семье. Мы много ходили на разные секции и по гостям, однако лет в 5-6 я начала остро чувствовать одиночество из-за отсутствия компании и друзей. Все дело в том, что я была очень общительным ребенком и при этом стеснительным, я не могла просто на площадке около дома подойти и легко завести разговор с другими детками. В школе в первом классе я тоже чувствовала себя одинокой весь первый класс, так как дети быстро сбились в компашки, а я никак не могла влиться в коллектив. К концу года я все же сдружилась с одной девочкой. В дальнейшем по жизни, я с трудом постигала науку общения со сверстниками.

    Сейчас окончив школу, институт, поработав в непростом коллективе я осознаю, что мне гораздо было бы проще в социализации, если бы я ходила в детсад. Все-таки на кружках дети занимаются не общением между собой, а в семье совсем иные отношения, чем с малознакомыми ровесниками.

    К слову, у брата тоже проблемы с общением.

    При этом я осознаю все минусы наших городских садов и школ, они далеко не идеальны. И дети все индивидуальны, кто-то с удовольствием бежит в сад, кто-то истерики ежедневно закатывает, что не пойдет. Поэтому в этом вопросе все далеко не однозначно.

    Если коротко резюмировать, то по моему мнению, кружки, несколько детей в семье и гости не имитируют среду, где дети строят своё мини общество — где учатся дружить, решать конфликты и тп. Конечно, в большинстве случаев этому можно научиться и в школе, однако лично мне было это сделать гораздо сложнее.

    • Наталья
      31.05.2017 | 18:51
      Честно говоря, вполне вероятно, что детский сад ничего бы не изменил. Если не получилось начать общаться в школе... Я вот ходила в детский сад. Но также научилась общаться только после окончания школы, приложив к этому много усилий :) Вам нужен был не сад, а что бы кто-то из взрослых учил общаться в дошкольном возрасте. Стоял рядом и помогал наладить контакт с детьми на детских площадках, в гостях и т.п. К сожалению, в детских садах этому не учат. А мама может научить. Если приложит некоторые усилия. Поэтому я все-таки за то, чтоб воспитывать своих малышей без сада. Учиться дружить и решать конфликты нужно при помощи адекватных взрослых, а не по детским принципам «кто сильнее».

  • Саша
    22.07.2017 | 11:29
    Наталья, пишу отзыв первый раз в жизни (хотите верьте — хотите нет:))

    Благодарю Вас за Ваш блог, за то, что делитесь своим опытом, который может изменить чью-то жизнь. На всякий случай: я не отношусь к мамам, которые с удовольствием и лёгкостью проводят все время с детьми. У меня дочка 2,7 года, и мне с ней очень тяжело. И всегда думала, что эта ситуация бесповоротна... Я очень люблю свободу, уединение. А тут — нужно быть с малышкой!)) Поэтому всегда была ЗА сады. Но вот последние 2 месяца у меня просто безумные метания: вот ЧУВСТВУЮ, что не надо отдавать дочку в садик — и все. И тоже, все вокруг говорят, что я сошла с ума)) Передо мной вопрос: сентябрь месяц, мне выходить на работу (или нет????), так идти в сад или нет?! И что-то мне подсказывает, что мы не пойдем. Моя единственная мечта — научиться жить С ребенком, не просто для нее, а и самой быть счастливой, заниматься творчеством (это вообще возможно??????!!), все успевать, заниматься малышкой и ее социализацией (самое частоупотребляемое слово в комментариях))))

    Простите за сумбур, очень много мыслей, да и очень разных...

    От всей души желаю Вам счастья, как и всем интересующимся мамам......:)

    • Наталья
      24.07.2017 | 13:02
      Спасибо, Саша!

      Возможно, когда дочка чуть-чуть подрастет, Вам станет с ней интереснее. Если Вы решаете оставить малышку дома без детского сада — это замечательно, но тогда все-таки придется научиться жить с ребенком с удовольствием, иначе надолго не хватит. Думаю, у Вас все получится! Мне кажется, важно понять, чего именно Вам не хватает больше всего, и попытаться так или иначе реализовать это с ребенком. Девочка уже достаточно большая, с ней уже многое можно. И творчеством можно заниматься... Ограниченное время :)

Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: :smile1: :smile2: :smile3: :smile4:
Блог Натальи Поздняковой с 2013 года.
При копировании материалов не забывайте указывать первоисточник.