Я не сильная!
Сегодня утром я писала о том, как важно быть слабой... Но не дописала самого главного.
Я благодарна сыну за то, что он научил меня быть слабой. За то, что он показал мне, что на самом деле я — не сильная! О, нет, я совсем не сильная!
Я столько слышала наставлений: «Ты должна верить в своего сына! Ты должна бороться за него! Ты должна очень сильно верить и никогда не сдаваться!»
Но на это хочется ответить:
«Эй, постойте, подождите! Я — обычная женщина! Я — обычная слабая женщина, как я буду так верить в ребенка? Я не героиня, я не выдающаяся мать, я просто... Я простой человек! Где мне взять столько силы и твердости?»
Со стороны все выглядит легко. Для окружающих это само собой разумеется, что если у твоего ребенка проблемы, ты будешь отчаянно бороться за него и верить. Ты же мать!
А на практике? Есть много чудесных книг, написанных сильными женщинами, которые вытащили своих детей из тяжелого аутизма. Эти книги пропитаны тоннами слез, каждая строчка передает груз их боли... Но в них действительно есть и сила, и вера, и твердость.
На фоне этих книг еще лучше понимаешь, что ты — не героиня. Те женщины верили в своих детей, когда все было совсем беспросветно. У тебя же несравнимо более легкий случай. Но ты теряешь силу и веру через две недели. Когда всего лишь две недели ежедневных попыток чему-то научить терпят полный крах.
Ты теряешь силу и веру, когда вроде бы освоенный тяжким трудом навык кивания безвозвратно уходит.
Ты теряешь веру, когда несмотря на твои бесчисленные диалоги и ежедневные усилия, ребенок все равно не понимает твой простейший вопрос.
Ты теряешь веру, когда сначала заявляешь, что вот наконец-то малыш начал откликаться на имя... А потом на улице громко и долго зовешь, зовешь, зовешь... И замечаешь, что на твой зов отреагировали все: мамы, дети, бабушки, собаки, кошки, птицы... Все, кроме твоего ребенка, который стоит в трех шагах от тебя.
И конечно же, легче всего потерять веру, когда видишь других детей. Которые младше примерно на год. Все понимают. Отлично реагируют. Общаются взглядом, звуками, жестами... Выглядят старше твоего сына... А их мамы вздыхают, что ребенок «мало говорит».
Однажды мне пришлось понять, что да, я — мать. Но я — не героиня и не выдающаяся мать. Я далека от совершенства. Я делаю меньше, чем другие женщины в моей ситуации. И я не умею твердо верить, несмотря ни на что.
Меня можно осуждать. Можно не соглашаться. Но я поняла для себя, что гармония важнее, чем борьба. Что надо адекватно оценивать себя и свои силы. Делать, что можешь. Но не прыгать выше своей головы. Только тогда у тебя будут силы и возможности двигаться дальше.