Мамы особых детей
Если у ребенка есть какие-то проблемы с развитием, неприятные диагнозы, незавидные особенности... Мамы могут вести себя по-разному.
Некоторые мамы начинают вести войну. Пытаются победить болезнь ребенка. Выкладываются по-максимуму. Работают на износ. И вся их жизнь — борьба, бесконечная борьба и много боли. Вытащить ребенка — это главная цель их жизни. И все крутится вокруг этой цели.
А есть другие мамы. Которые просто живут со своим ребенком. Да, они также занимаются с ним, также водят на различные терапии. Им также важно, чтоб ребенок был здоров. Но они не вступают в войну. И это — принципиальное отличие.
Я — новичок в этой сфере. Совсем не специалист, и не претендую на истину. Но на мой взгляд, по моим ощущениям, если ввязываешься в борьбу — ты почти обречен. И даже если ты победишь в этой борьбе, даже если диагноз будет снят, ты победишь с огромными потерями. Потеряешь годы своей жизни, прожитые в изнуряющей войне.
Да, очень большой соблазн начать воевать. Поддаться на эту провокацию. Сделать невозможное. Изменить судьбу. Очень большой соблазн. И нужны огромные внутренние силы, чтобы просто продолжать жить.
Да, жизнь никогда не будет уже прежней. Но самый большой подвиг — не воевать, а продолжать жить. Иметь множество интересов помимо реабилитации ребенка. Общаться на самые разные темы помимо здоровья ребенка. Читать что-то, что не имеет отношения к его болезни. Ходить на маникюр, заниматься саморазвитием, найти место для творчества в своей жизни.
Самый большой подвиг — перестать видеть жизнь в темных тонах. Общаться на детских площадках с обычными мамами обычных детей. Радоваться каждому дню вместе со своим ребенком. Признавать его особенности, но не ненавидеть их.
Еще раз повторю: я не о том, чтобы пустить дело на самотек. Не о том, чтобы считать, что «все нормально», если очевидно, что это не так. Не о том, чтобы прятать голову в песок, «похоронить» ребенка раньше времени, изначально настроиться на проигрыш. Нет, я вовсе не о том.
Мамы, которые живут с особыми детьми, а не борятся — не исключают терапии. Они тратят на свое чадо уйму времени. Жертвуют какими-то своими интересами. Они занимаются своим ребенком, и делают все для его восстановления. Но важен настрой... Для такой мамы занятия — это не борьба, и не изнуряющая жертва. А что-то более естественное. И главное — это вовсе не центр ее жизни.
Я видела таких мам. У одной из них довольно тяжелый ребенок. Но на ней нет этой печати войны. Она просто живет. Я даже не знаю, как это передать... Просто живет! По ней не скажешь, что у нее какая-то особая судьба, особая жизнь... У нее многогранная интересная жизнь. Несмотря на то, что ребенок требует много сил и все ее время.
Часто я замечаю, что у таких мам дети разбивают все негативные прогнозы. Совершают невозможное. Да, не всегда они полностью излечиваются (а всегда ли возможно такое излечение, если посмотреть правде в глаза?). Но они просто активно живут. Со своей школьной программой 8го вида, со своими курсами реабилитации... Живут, а не воюют.
Я могу быть не права. Повторяюсь, мой опыт ничтожно скромен. Но я чувствую, что такой путь — наиболее правильный...