Нет, я не куплю тебе булки
Сегодня после тренировки Лёша больше часа капризничал. Видимо, набрались какие-то эмоции, которые он на тренировке не мог выплеснуть (это не удивительно, так как тренировка — это выход из зоны комфорта, это определённое преодоление для Лёши).
Сначала требовал воды (а я как раз забыла бутылку с водой, которую ношу в сумке на всякий случай). До дома идти 5 минут, но Лёша желал получить воду прямо сейчас, без всяких компромиссов.
Проблему с водой решили благодаря друзьям, но потом на улице Лёша начал требовать какую-то булку, не желал идти, мы шли полчаса вместо 5 минут. А дома переключился с булок — начал требовать макароны, хотя в холодильнике лежали рис, гречка, суп, овсяная каша... Все, кроме макарон! ??
А я... А я поймала себя на том, что ощущаю радость. Радость от того, что я могу продемонстрировать своему сыну, что я люблю его любым. Лёша все равно вопил, все равно выплескивал свои эмоции... Но я не боюсь его эмоций. Тем более, это не было невменяемой истерикой, это просто постоянные крики, угрозы и требования малыша.
Он кричал на улице, привлекая к себе внимание прохожих. Вопил:
— МНЕ СКУЧНО ЖИТЬ БЕЗ БУЛОК!!! Я ХОЧУ, ЧТОБ ТЫ КУПИЛА БУЛКИ!! Я НЕ ПОЙДУ ДОМОЙ БЕЗ БУЛОК!!
Стоял, кричал и не желал идти. Почти каждая бабушка проявляла интерес и пыталась успокоить или пригрозить. Лёшу чужие комментарии мало волновали. Меня тоже они мало волновали. Я повторяла, что булки не куплю и ласково звала домой.
Лёша кричал, что не хочет со мной жить. А я повторяла, что очень хочу жить с Лёшей. Что мне будет очень грустно без Лёши, что мне обязательно нужен Лёша, даже капризный, даже кричащий и непослушный.
Когда я рассказывала, как буду скучать по Лёше, сын внезапно замолк, внимательно слушал, и сам не заметил, как прошёл под мои слова половину дороги до дома.
Периодически малыш заявлял, что не любит тех, кто не покупает ему булки, но я с удовольствием отвечала, что люблю Лёшу, даже когда он меня не любит. И на каждый протест, на каждую угрозу сына я утверждала, что булок не будет. Но Лёшу я люблю и таким. И таким. И вот таким. И таким.
Спустя час наступила идиллия. Все эмоции выплеснули. Мир и гармония. Даже без булок и макарон.
Казалось бы, этот час должен был опустошить. Но нет, я наоборот, наполнилась. Это такое счастье, когда ты можешь любить ребёнка любым. Когда у тебя не резонирует твоя боль в ответ на истерику, когда ты можешь просто демонстрировать принятие эмоций малыша, принятие любых его реакций, принятие разных его граней. Мне даже показалось, что когда я даю сейчас это Лёше, я даю это себе, маленькой девочке. Которой очень нужно было услышать такую реакцию. Которой очень нужно было позволения быть любой.
И отвечать теплом на каждое недовольное проявление малыша — это ценно для меня самой. Это какая-то особая роскошь — позволить себе любить ребёнка капризным и непослушным, позволить себе говорить об этом, позволить себе не впадать в такую же реакцию, не уподобляться обиженному малышу...
Хочется сказать: ну почему я не понимала этого 3-4 года назад, когда была маленькая Лиза?! Почему с Лизой я насовершала столько ошибок, почему несколько лет назад я действовала совсем иначе?! Сейчас я могу отвечать теплом на эмоции обоих детей. И Лизы, и Лёши...
Но это нормально, что я не могла так вести себя 3-4 года назад. Нормально. В тот период я не могла по-другому. И не потому что мне никто не объяснял простые истины... Я очень много знала, много читала... Но тогда я не могла ввести теорию в жизнь, так как у меня самой было слишком много боли.
Я не могла спокойно воспринимать непослушание, так как у меня тут же вспыхивала боль насчёт того, что я не управляю ситуацией.
Я не могла спокойно переносить детские эмоции, так как я не принимала свои собственные эмоции и свои желания.
Я не могла любить детей любыми. Ведь я не любила любой саму себя. Ох, совсем не любила.
Казалось бы это так просто... Но нет, только внешне это просто. Нужно очень многое пройти, чтоб получить возможность жить в такой позиции...
Да, ты злишься. Да, ты хочешь булки. Нет, я не куплю тебе булки. Не позволю ничего ломать и обижать сестру. Но я люблю тебя, когда ты кричишь и требуешь булки. Я люблю тебя, когда ты капризничаешь и не слушаешься. Я люблю тебя, когда ты не хочешь идти ко мне. Я люблю тебя любым. Я буду любить тебя, даже если ты капризный, вредный, разозленный. И мне очень нужно, чтоб ты был в моей жизни.
-----
P.S. Для особо беспокоящихся за несчастного Лёшу при вредной жадной матери. Денег у меня в тот момент с собой не было вообще. Хотя, если бы были, по определённым причинам все равно не стала бы покупать булки. Но пока не об этом. Давайте остановимся на том, что у меня действительно не было денег, я не брала кошелёк :)